Почему крупные компании берут в штат коучей?
Катерина Костюкова
Основатель и директор Международного центра коучинга «Исток», Еxecutive коуч с 2012 года, PCC ICF, более 2600 часов коучинговой практики.
10 декабря 2018
О конфиденциальности в работе бизнес-коуча

Одно из условий качественного коучинга в организации – договор о конфиденциальности. Его содержание коуч должен оговорить на 3-сторонней встрече с заказчиком и клиентом до старта коуч-сессий.

Этот договор защищает все три стороны: заказчика, клиента коучинга, и самого коуча.

Напомню, коучинг возможен исключительно в условиях конфиденциальности.
Только чувствуя себя в безопасности, клиент может раскрыться, довериться и не тратить усилия на то, чтобы подобрать «правильные» слова и показать себя в «нужном» свете. Поэтому задача коуча – гарантировать клиенту соблюдение конфиденциальности.

При этом у заказчика коучинга может возникнуть логичный вопрос: если содержание коуч-сессий – тайна, как понять, за что я плачу?

Что делать коучу, чтобы предупредить подобную дилемму?

У заказчика коучинга может возникнуть логичный вопрос: если содержание коуч-сессий – тайна, как понять, за что я плачу?

Договоримся на берегу
Во-первых, ясно, доступно и на языке клиента объяснить, что такое коучинг.

Практика показывает, что для начинающих коучей это зона развития №1!
Все возможные неудобные вопросы и ситуации, следующие после первой 3-сторонней встречи, часто связаны с прорехами в исчерпывающем изложении сути коучинга.

Во-вторых, в помощь коучу всевозможные инструменты, связанные с измерением эффективности работы с клиентом.

В третьих, максимально удобным решением будет так называемая «конфиденциальность не по контуру, а по содержанию». В таком формате

коуч будет фиксировать дату, время и тему коуч-сессий, оставляя в тайне их содержание. Перед отправкой отчета заказчику резонно будет сверить его содержание с клиентом.

Убедитесь, что заказчик коучинга услышал и понял вас, и входите в контракт с подписанным соглашением о конфиденциальности, которое может стать приложением к договору!

Максимально удобным решением будет так называемая «конфиденциальность не по контуру, а по содержанию».

Разговор по делу
На вводной встрече мы договариваемся, о том, чему будут посвящены коуч-сессии.

Важно оговорить, что контекст будет преимущественно деловой.
При этом справедливо заметить, что профессиональный коуч неизбежно заходит на территорию лайф-коучинга, поскольку работает со страхами, ценностями и убеждениями клиента. Стоит проговорить заказчику, что данные темы, пусть косвенно, но связаны с эффективностью и продуктивностью и не могут быть полностью исключены.

В моей практике был случай, когда заказчик дарил контракт на 10 сессий своим сотрудникам, отличившимся личным вкладом в развитие компании. На 3-сторонней встрече мы оговорили, что, раз речь шла о личном вкладе, сотрудники смогут посвятить 1-2 сессии личным запросам, не связанным при этом с планами работы за пределами компании.

Непростой вопрос, с которым может столкнуться коуч в организации: что делать, когда если клиент хочет обсудить уход из компании?

Коуч может легко поддаться искушению помочь человеку, но это будет нечестной игрой и прямым нарушением договора с заказчиком коучинга. Вариант приемлемого ответа на  этот случай: «Напомню, что услуги коучинга я оказываю вам потому, что меня пригласил собственник компании. Договор о конфиденциальности включает строку о том, что мы не можем брать на обсуждение ваш уход из компании. Поэтому я не готов(а) обсуждать эту тему в рамках контракта».

Скажите, мне его оставлять или уволить?
Cлучай из моей практики. Компания оплатила пакет из 10 сессий для одного из своих работников, и после второй коуч-сессии заказчик задал мне вопрос: «Ну что, Катерина, говорите, есть ли перспективы у сотрудника или его стоит увольнять?» Для меня это было свидетельством того, что заказчик не принял всерьез соглашение о конфиденциальности.  На возражение «Мы же оплатили ваши услуги, поэтому имеем право знать правду» есть «железобетонный» прием: письменная фиксация ваших договоренностей на бумаге.

Немного про Санту-Барбару
Если ваши клиенты – сотрудники одной компании, спустя несколько сессий вы рискуете почувствовать себя участником телесериала. Тесное переплетение героев может внести путаницу, угрожающую конфиденциальности. Кто из клиентов был источником информации? Как случайно не раскрыть одному то, что сказал другой? В таких случаях я как коуч максимально присутствую «здесь и сейчас», слушаю клиента независимо от того, что я уже знаю. И, когда параллельно веду несколько клиентов одной компании, делаю записи сессии, оригинал отдаю клиенту, себе оставляю копии.

Коллеги, умение качественно объяснить, что такое коучинг, избавит вас от ряда неудобных ситуаций на этапе заключения контракта и в процессе работы.

Постоянно пополняйте копилку метких метафор и цитат, чтобы во время 3-сторонней встречи уметь точно, ясно и на языке клиента рассказать о том, какое увлекательное приключение их ждет!

Поделиться в социальных сетях
Катерина Костюкова
Основатель и директор Международного центра коучинга «Исток», Еxecutive коуч с 2012 года, PCC ICF, более 2600 часов коучинговой практики.