Чем профессиональный коуч отличается от руководителя, который использует коучинговый подход?
Дорогая, какой правильный ответ?
Я вспоминаю анекдот, в котором муж, отвечая на вопрос жены о причинах позднего возвращения домой, спрашивает: «Дорогая, ты у меня такая умная, какой правильный ответ?»
Руководитель, наставник, учитель всегда знает этот «правильный ответ». Выслушивая собеседника, он оценивает и фильтрует информацию с точки зрения «правильности», собственных ожиданий и конечного результата, за который отвечают оба участника диалога.
В чистом коучинге все иначе. Коуч не знает, как «правильно». Он не навязывает собеседнику свои ожидания, не оценивает, не дает советов. Задача коуча – с помощью специальных вопросов помочь клиенту самому прийти к ясности и найти ответ.
Руководитель с коучинговым подходом может спускать «правильные» решения подчиненному и модерировать процесс поиска, активно участвуя в нем.
Коуч же не диктует правильные решения, он помогает собеседнику самостоятельно прийти к ним.
Еще один пример. Руководитель интересуется у подчиненного о возможных вариантах решения задачи, а затем резюмирует: «Все, что вы предложили, конечно, замечательно, но теперь будем делать, как я сказал…». Такая директивность понятна, когда от действий собеседника зависит общий результат. Ошибется руководитель отдела маркетинга, а низкая прибыль ударит по карману всей команды. Не сможет сотрудник подготовиться к важным переговорам – вся компания потеряет ключевого партнера. Руководитель всегда связан с подчиненными общими целями, и эта связь ограничивает или целиком исключает присущие чистому коучингу эксперименты, поиск новых возможностей и равенство в диалоге.
В коучинге ситуация «Я знаю, что тебе нужно» исключена.
Коуч не оценивает собеседника, не дает советов, не предлагает «правильных» решений и всем сердцем верит в то, что клиент сам в состоянии справиться с любой задачей. Коуч, «выключив» внутреннего критика и советчика, помогает собеседнику найти все решения самостоятельно.
Коуч-позиция
Особое отношение коуча к клиенту называется коуч-позицией. В нее входят безоценочность, диссоциативность, доверие, недирективность.
Степень ее проявления в профессиональном коучинге максимальна – 10 из 10.
Руководитель с коучинговым подходом, учитывая уровень квалификации подчиненного, может «включать» коуч-позицию в любом диапазоне, вплоть до единицы!
Составляющие коуч-позиции
Рассмотрим составляющие коуч-позиции на примерах, где руководитель, используя коучинговый подход, держит коуч-позицию на уместном для ситуации уровне.
БЕЗОЦЕНОЧНОСТЬ
Цель клиента: найти способы поиска новых клиентов для компании
Коуч: задает вопросы на осознание существующих вариантов, расширение возможностей поиска, помогает посмотреть на задачу с нового ракурса, не оценивая слова клиента и не предлагая готовых решений.
В результате клиент коучинга: привыкает мыслить возможностями, искать новые подходы к задачам.
Руководитель: оценивает все предложения с точки зрения собственного опыта, сил подчиненного, предлагает собственные варианты, может отвергнуть все предлагаемые решения и продиктовать собственное.
В результате подчиненный: может уйти с выводом — зачем тратить время на поиск решений, если мне потом скажут правильный ответ?
ДИССОЦИАТИВНОСТЬ
Цель клиента: найти выход из кризисной ситуации
Коуч: в каком эмоциональном и психологическом состоянии бы ни был клиент, смотрит на ситуацию со стороны, не погружаясь в состояние собеседника.
В результате клиент коучинга: получает шанс выйти из эмоциональной ловушки, посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть новые возможности и принять трезвое решение.
Руководитель: может проникнуться состоянием подчиненного и не выйти за рамки, продиктованные эмоциями, поскольку разделяет с подчиненным общую цель, заинтересован в положительном результате, а потому глубоко вовлечен (ассоциирован).
В результате подчиненный: может пропустить выигрышное решение, если выбор продиктован страхом или желанием получить план действий от руководителя.
Особое отношение коуча к клиенту называется коуч-позицией. В нее входят безоценочность, диссоциативность, доверие, недирективность.
Степень ее проявления в коучинге всегда максимальна – 10 из 10.
В коучинговом подходе – от 1 до 10.
ДОВЕРИЕ, ВЕРА, ПРИНЯТИЕ
Цель клиента: создать видение карьерного роста
Коуч: верит в клиента, в его потенциал, навык обучения новому, возможность выхода на новый уровень. Коуч не обременен ограничивающими знаниями о том, на что был способен, а на что не был способен клиент в прошлом. Принимает любые решения клиента, если они устраивают его самого.
В результате клиент коучинга: находит решение в атмосфере доверия, не искаженной чужими представления о нем, общим опытом. Чувствуя принятие и веру в себя, клиент раскрывается максимально, что делает возможным для клиента услышать самого себя.
Руководитель: имеет опыт общения с подчиненным, знает его плюсы и минусы, ограничения, продемонстрированные возможности, понимает, что не все можно доверить данному сотруднику.
В результате подчиненный: чаще ищет решение в рамках привычного поведения, может тратить энергию на страх, сопротивление, сомнения из прошлого негативного опыта.
НЕДИРЕКТИВНОСТЬ
Цель клиента: найти новые каналы сбыта.
Коуч: задает клиенту вопросы, помогающие увидеть варианты и ресурсы, которые не были использованы ранее. Не участвует в процессе отбора решений.
В результате клиент коучинга: действительно фокусируется на поиске новых возможностей.
Руководитель: вместе с подчиненным может искать решения и отбирать варианты, в случае, если сотрудник предложит «неудачные» решения, может в приказном порядке навязать свои.
В результате подчиненный: может не «включить» поиск новых возможностей и сфокусируется только на том, чтобы предложить «правильное» решение, которое удовлетворит руководителя.
Коуч не знает, что вы на что-то не способны. Коуч верит, что вы можете все, и он помогает вам увидеть обходную дорогу мимо препятствий, негативного опыта, вашей неуверенности в своих силах. Коуч, несмотря на то, что видит вас с в первый раз, уже с первых секунд встречи верит в вас так, как, возможно, ранее никто в вас не верил. И у него есть масса инструментов, чтобы вы «сбылись».
Две трети выпускников программы обучения коучингу, которую я провожу в Хабаровске, не планируют становиться коучами, им нужен именно коучинговый подход. В эти две трети входят предприниматели, руководители, HR-менеджеры, преподаватели йоги и айкидо, учителя. То есть все те, у которых в работе нет места для применения коучинга в чистом виде.
При этом инструменты коучинга, полученные во время обучения, помогают выпускникам программы добиться выдающихся результатов (тут вставим ссылку на статью про результаты): повысить вовлеченность и самостоятельность сотрудников, ускорить работу команды, увеличить прибыль и выйти на сверх-показатели.
Что же выбрать?
Порой руководители, владеющие инструментами коучинга, отправляют своих подопечных к стороннему коучу. И правильно делают!
Обращение к коучу будет максимально эффективно, когда:
Разница между коучем и руководителем, использующим коучинговый подход
Руководитель, использующий коучинговый подход, будет эффективен, когда:
Россия стоит на пороге повального спроса
на коучинг и руководителей,
владеющих инструментами коучинга.
Мы с вами – свидетели заката эпохи директивного менеджмента. Амбициозные руководители просто обязаны учиться новому, если желают продолжить карьеру. И на сегодня именно коучинговый подход показывает себя как максимально эффективный.
В Америке и Европе компании в обязательном порядке учат весь менеджмент коучинговому подходу. Россия стоит на пороге повального спроса на коучинг и руководителей, владеющих инструментами коучинга.
Потому что колоссальные результаты – и это подтверждает практика – приходят только тогда, когда у руководителя есть особое отношение к подчиненным, полное искренней веры в команду, в потенциал и возможности каждого.
P.S. У меня к вам задание для самостоятельной работы! Понаблюдайте за собой в разговоре с подчиненными. На каком уровне от 1 до 10 находится каждая составляющая коуч-позиции?