Ольга Кошенкова
Коуч руководителей ACC ICF, член ICF, директор маркетингового агентства “Корона Мишеля”, эксперт по личному бренду коучей
10 декабря 2018
Как корректно предложить клиенту помощь психотерапевта?

Каждые 40 секунд в мире происходит одно самоубийство. По данным Всемирной организации здравоохранения,  депрессия и различные тревожные расстройства к 2020 году выйдут на 1 место в рейтинге заболеваний, обойдя сердечно-сосудистые проблемы.

Роль коуча в процессе работы – создать вместе с клиентом возможность поиска профессиональной помощи, когда она необходима. По данным исследований, раннее вмешательство и своевременная помощь – залог улучшения качества жизни клиента и его скорейшего выздоровления.

Международная федерация коучинга ICF  выпустила руководство для коучей о том, как рекомендовать клиентам помощь психотерапевта, когда в этом есть потребность. Рекомендации созданы с помощью экспертов-психотерапевтов Австралии, Канады, Южной Африки, Нидерландов и США.

Итак, что делать, когда клиент, возможно, имеет развивающееся психическое заболевание, и как корректно предложить ему помощь психотерапевта ? Делимся переводом выдержек из руководства ICF.

О роли коуча

Роль коуча как стороннего наблюдателя очень важна, особенно учитывая тот факт, что некоторые клиенты не хотят искать помощи: искренний интерес и поддержка коуча могут оказать решающую роль в этом процессе. В ряде стран  есть стигматизация психических расстройств, и вы, как коуч, можете помочь клиенту это преодолеть.

Австралийская организация Mental Health First Aid  разработала формулу первой помощи в психическом здоровье.

Approach – сблизиться, оценить ситуацию
Listen – слушать и говорить, не осуждая

Give – дать поддержку и информацию
Encourage – предложить подходящую профессиональную помощь
Encourage – предложить другие виды помощи

На какие тревожные знаки обращать внимание?

Ниже – список из 6 самых распространенных психические расстройств и их типичные проявления.

Общие для всех расстройств тревожные знаки: резкие продолжительные смены настроения (раздражительность, гнев, тревожность, грусть), снижение работоспособности на работе/учебе, самоисключение из социальных связей и активностей, изменение веса и внешности, включая пренебрежение личной гигиеной, проблемы со сном.

1. Тревожные расстройства
Повышенное чувство беспокойства о реальных ситуациях, навязчивые повторяющиеся мысли и переживания, возникающие почти постоянно в течение нескольких месяцев.

  • Состояние взвинченности, «взведенности»
  • Легкая утомляемость
  • Трудности концентрации, «пусто в голове»
  • Раздражительность
  • Мышечное напряжение, потение, тремор, тошнота, учащенное сердцебиение
  • Проблемы со сном

2. Депрессия
Чувство глубокой грусти, опустошения, безнадежности, ненужности, потеря возможности получать радость от привычных вещей, длящиеся  более 2 недель. Если человек переживает потерю, горе утраты – нормальная реакция. Но если человек в течение длительного времени не способен присутствовать в настоящем, планировать будущее, это может быть знаком депрессии.

  • Потеря интереса к привычным вещам
  • Существенная потеря или набор веса
  • Бессонница или «запойный» сон
  • Взвинченность, раздражительность
  • Потеря энергии
  • Сложности с концентрацией
  • Чувство ненужности, беспомощности или повышенное чувство вины
  • Повторяющие мысли о смерти или суициде

3. Пищевые расстройства
Регулярно повторяющиеся или постоянные проблемы, связанные с перееданием или ограничением в пище.

  • Постоянные или навязчивые мысли о еде
  • Исключение групп продуктов из еды
  • Планирование или изменение жизни вокруг вопросов еды
  • Снижение уровня энергии
  • Проблемы с засыпанием
  • Перепады настроения, депрессивность, раздражительность

4. Посттравматические расстройства

Длящееся больше месяца яркое переживание травмы или стресса у людей, которые пережили трагические события – военные действия, природную катастрофу, аварию, сексуальное насилие.

  • Тревожные мысли, ночные кошмары
  • Избегание чувств, людей и ситуаций, которые могут напоминать о событии
  • Негативные мысли о себе или мире
  • Чувство отрешенности, изоляции, «отключения» от других людей
  • Ощущение зацикленности на тяжелых эмоциях, вызванных травмировавшим событием
  • Проблемы с памятью, которые касаются только травмировавшего события
  • Сложности с концентрацией, раздражительность, учащенное дыхание
  • Проблемы со сном

5. Злоупотребление алкоголем и/или запрещёнными  веществами
Два или более из перечисленных симптомов повторяются регулярно в течение года:

  • Необходимость приема алкоголя/веществ в течение дня
  • Избегание обычных обязанностей или их невыполнение (на работе, учебе, дома)
  • Избегание выражений озабоченности от близких
  • Сокрытие употребления от родных и друзей
  • Поиск компании в числе употребляющих и разрыв социальных связей с не употребляющими
  • Состояние «отключенности», отрешенности без приема
  • Ощущение невозможности прекратить употребление

6. Суицидальное мышление

Мысли о намеренном причинении себе вреда, наличие плана суицида, повторяющиеся мысли о смерти, попытки суицида в течение прошедших 24 месяцев.

  • Клиент делится мыслями о безнадежности
  • Клиент делится мыслями об отсутствии причин жить
  • Составляет завещание или раздает личные вещи
  • Ищет способы причинить себе вред, например, покупает оружие
  • Проблемы со сном, пищевым поведением, запрещенными веществами
  • Избегает контактов с другими
  • Выражает гнев или желание мести

7. Нарушение мышления
Непоследовательное поведение или сбивчивая,  нелогичная речь

  • Параноидальные мысли, галлюцинации
  • Ускоренная, нелогичная речь
  • Обсуждение нескольких несвязанных тем одновременно
  • Невозможность логично излагать мысли
  • Убежденность в том, некто забрал мысли клиента

Как начать разговор с клиентом?

1. Встретьтесь с клиентом наедине. Выберите время и место, где вас не будут перебивать и отвлекать. Выберите время для разговора, когда у вас обоих будет время, не спешите, не проявляйте тревожность.

2. Держите позитивный, спокойный тон. Начните разговор с выражения заботы о благополучии клиента. Будьте аккуратны, терпеливы, честны, не осуждайте.

3. Держите фокус и будьте конкретны. Озвучьте тревожные знаки, которые вы заметили.

4.  Спрашивайте и слушайте.  Задавайте открытые вопросы и работайте с осознанностью клиента. Активно слушайте, подтверждая у клиента, что вы правильно его понимаете.

5. Делайте паузы. Позвольте клиенту рассказать его историю.

6. Спросите у клиента, что он думает по поводу обращения к специалисту.  Попросите его поделиться мыслями о том, что вы сказали.

7. Еще раз выразите ваше намерение поддержать и позаботиться о клиенте.

8. Поделитесь ресурсами, контактами специалистов. Расскажите о пользе для клиента.

9. Держите разговор открытым. Закончите вашу встречу, дав понять, чтобы вы и клиент всегда можете вернуться к разговору.

Вы можете также предложить клиенту назначить встречу со специалистом, пока клиент в вашем офисе, если ваш разговор проходит очно.

Клиент может не воспринять с первого раза ваше предложение. Возможно, вам нужно будет предложить терапию еще раз, если тревожные знаки не исчезают после вашего первого разговора.

Клиенты могут отказываться или противостоять терапии по множеству причин. Многие могут не осознавать серьезность проблемы. Многие могут избегать работы с психотерапевтом из-за страха показаться слабым или «ненормальным». Возможно, клиент имел негативный опыт общения с психотерапевтом или его религиозные или культурные убеждения не позволяют обратиться к профессиональной помощи.

В роли коуча вы можете предложить клиенту обсудить его страх или нежелание работать с психотерапевтом, объяснить преимущества терапии. Миллионы людей во всем мире обращаются к терапии ради собственного благополучия. Многие из них – здоровые люди, которые ищут поддержки, и это – знак силы, а не слабости.
Можно прибегнуть к аналогии – например, человек с болью в сердце не обращается к дерматологу. Ему будет полезен только кардиолог.

После разговора о терапии

Конечно, решение об обращении к специалисту зависит только от клиента. В дальнейшем вы можете поинтересоваться о прогрессе в этом направлении.  При этом клиент имеет право не делиться с вами информацией о работе с психотерапевтом. Но, спрашивая о прогрессе, вы выразите заботу.

Если вы заметите, что состояние клиента блокирует его прогресс, вы можете принять решение о том, продолжать ли коуч-сессии. Если необходимо, вернитесь к договору с клиентом и проговорите еще раз, что входит и что не входит в процесс коучинга.

Если клиент решает не обращаться к терапии, помните, это его выбор, примите это решение. Дайте клиенту понять, что вы открыты к тому, чтобы снова обратиться к вопросу, если это будет нужно клиенту. Если в какой-то момент вы поймете, что коучинговый процесс невозможен, пока клиент не решит вопрос с психическим расстройством, дайте клиенту знать об этом и предложите отложить коучинг.

Рефлексия и осознанность в работе коуча важны для того, чтобы понять, насколько вопрос клиента лежит в сфере коучинговых компетенций.

Отслеживайте ваши реакции и чувства, а также ваши ограничивающие убеждения по поводу проблем с психическим здоровьем.  Если работа с клиентом вызывает у вас озабоченность или дискомфорт, возможно, ваши услуги могут не подходить клиенту.  Обратитесь за советом к ментору, супервизору или психотерапевту, в случаях, если вы чувствуете:

  • ответственность за клиента
  • давление и ощущение необходимости решить проблемы клиента
  • стресс, вызванный проблемами клиента
  • беспокойство, когда клиент обращается к вам
  • ваш клиент зависим от вас или слишком полагается на вас
  • что проблема клиента не в ваших силах
  • что вы подводите клиента

Источник: Hullinger, A. M. and DiGirolamo, J. A. (2018). Referring a client to therapy:

A set of guidelines. Retrieved from International Coach Federation website:

https://coachfederation.org/app/uploads/2018/05/Whitepaper-Client-Referral.pdf.

Возможно ли совмещать коучинг и терапию?

Ответ на этот вопрос был получен от представителя комитета по этике и заместителя директора ICF Тодда Хамильтона (C. Todd Hamilton, Assistant Executive Director, ICF).

Коуч должен понимать, когда клиенту стоит порекомендовать терапию. Обязанность коуча – не практиковать терапию в рамках коучингового взаимодействия. Однако это возможно, если, коуч является профессиональным психологом/психотерапевтом, но в этом случае коуч должен быть предельно открыт и ясно излагать свои намерения, предлагая клиенту формат взаимодействия.

Если клиент сообщает, что работает с психотерапевтом, то возможно уточнить у клиента о целях этой работы. Если вы чувствуете, что не можете продолжать коучинговый контракт одновременно с терапией, ответственность коуча – приостановить контракт с клиентом. Если вопрос, который клиент прорабатывает с психотерапевтом, не связан с темой коучинга, коуч может продолжить работу.

Если клиент согласен на то, чтобы вы и его психотерапевт поговорили друг с другом, это нормальная практика, и это можно делать, чтобы или разделить сферы вашей работы или сделать вашу совместную работу более цельной. В любом случае решение зависит только от клиента.

Поделиться в социальных сетях
Ольга Кошенкова
Коуч руководителей ACC ICF, член ICF, директор маркетингового агентства “Корона Мишеля”, эксперт по личному бренду коучей