Потеряет ли коучинг актуальность или адаптируется под быстро меняющуюся реальность? Такой вопрос поставил Дэвид Клаттербак в недавней статье на LinkedIn.
Коучам будет интересно почитать и подумать о том, как они хотят выстроить свою практику, а также, чему стоит учиться в 2021 году.
Вот какие вызовы он выделяет:
- Комплексность. Большинство коучей всё ещё занимаются «линейным коучингом». У клиента есть проблема, я помогу ему осознать проблему, посмотреть на разные решения и поддержу те решения, которые они сформулируют. Что здесь не так? Внешние условия меняются очень быстро, и одних внутренних изменений уже недостаточно. Нужно помочь клиенту посмотреть на его вопрос системно и поддержать его адаптацию в условиях изменений.
- Разнообразие. Почти каждый коуч выбирает клиентов, с которыми есть какая-то общая «химия». Возможно, все клиенты оказываются чем-то похожи друг на друга. Если все вращаются примерно в одной системе координат, таким коучам может быть сложнее посмотреть на ситуацию с разных сторон.
- Развитие ИИ. Компьютерные алгоритмы уже достаточно умны, чтобы провести базовую коуч сессию. Например, по модели GROW. Если GROW – ваш основной инструмент, такая практика уже не будет иметь ценности. Что делать? Усиливать навыки коучинга, развивать компетенции ментора, формировать собственный глубокий опыт, учиться работать с ИИ, чтобы внедрять его в свою практику.
- Демократизация коучинга. Коучинг становится всё дороже и всё больше ориентируется на бизнес-сегмент. Однако, по мере развития этой профессии коучинг должен быть доступен всё большему количеству людей. Что для этого можно сделать?
- «Деколонизация» коучинга. Коучинг как профессия оформился в США. Наиболее крупные профессиональные ассоциации появились на Западе. Это повлияло на то, какие ценности вошли в «стандарт» и образец «хорошего коучинга». В некоторых странах адаптация к «западной модели» может означать отказ от собственных культурных традиций. В то же время принципы коучинга выступают за уважение и проявление собственной культуры.
- Перенасыщенность рынка. Особенно, это касается executive коучинга – коучинга первых лиц. Слишком много внешних специалистов появляется каждый год. Одновременно с этим во многих компаниях уже появляются свои внутренние коучи, что снижает спрос на внешних коучей.
- Участие в общественной жизни. Насколько коучи включены в создание положительных изменений в обществе в целом? Воспринимают ли они коучинг только как работу или как возможность улучшить качество жизни общества и сделать вклад в решение общих проблем?
Какие выводы: Для успешной практики в ближайшие лет 10-20 коучам недостаточно коллекционировать техники. Нужно формировать более зрелые модели работы с личностью, как своей, так и клиента. Вопрос, который каждый коуч должен задать себе: «Что я собираюсь делать в 2021 году, чтобы помочь изменить мир к лучшему с помощью коучинга?»
Поделиться в социальных сетях