- «Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, стимулирующий мышление и творчество клиентов, и вдохновляющий их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала», – международная федерация коучинга ICF.
- «Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности для максимизации собственной эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит», – Тимоти Голви, создатель корпорации Inner Game, которая занимается развитием мастерства у групп и отдельных людей.
- «Ключевая функция как развивающего коучинга, так и развивающего менторинга – помощь людями в изменении качества мышления по важным для них вопросам. Одним из инструментов эффективных коучей и менторов являются сильные вопросы — вопросы, которые сподвигают человека посмотреть на свои задачи с различных точек зрения», – Дэвид Клаттербак, один из мировых гуру коучинга, автор и соавтор более 60 книг, большая часть которых посвящена коучингу и менторингу.
- «Коучинг – это метод раскрытия потенциала сотрудников и команд, метод управления и взаимодеиствия с людьми, способ мышления, способ бытия», — Сэр Джон Уитмор, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW, автор книг о лидерстве и коучинге.
Коуч не дает советов, не делится экспертным мнением, не учит вас тому, как сформировать навыки, умения, как консультант или бизнес-тренер. Коуч также не ищет причину ваших неудач в травмах прошлого, не лечит вас, не используют психоаналитические приемы работы, как психолог или психотерапевт. Задача коуча – в роли партнера помочь вам самостоятельно найти пути решения вашей задачи.
Коучинг даёт возможность:
- найти способ достижения цели
- увидеть альтернативные решения
- распознать неконструктивное поведение
- осознать свою роль в проекте
- найти ресурсы для достижения цели
- чётко увидеть конечный результат
- найти возможности, а не причины неудач
- создать ясный, чёткий план
- быстро найти креативное решение
Коучинговый вопрос должен отвечать 4 критериям:
- простой
- недирективный
- стимулирующий осознание
- задающий должен осознавать намерение вопроса.
⠀
Коучинговый вопрос также должен быть открытым, то есть не подразумевать ответа «Да/нет» или выбора из альтернатив. Кроме этого, вектор коучинга – будущее. Коучинговый вопрос не должен уводить в прошлое, в воспоминания. Его задача – найти решение для будущего.
⠀
- Какие есть предложения? (вместо «Есть предложения?»)
- Что поможет достичь цели? (вместо «Почему у нас не получается?)
- Кто или что может помочь справиться с задачей? (вместо «Будем опять просить помощи у консультантов?»)